Аптеки: продаем больше маркетинговых товаровАптечные сети часто зависят от продаж товаров с маркетинговой поддержкой: витаминов, косметики, добавок или других препаратов. Окладная система мотивирует продавцов делать ровно столько, сколько указано в табличке. Кажется, что можно просто поставить значение чуть выше среднего, однако такая ситуация рождает дикое сопротивление со стороны продавца (ведь ему за это не платят), он воспринимает эти действия как мошенничество и специально не продает больше. Хотя может.
Посменная мотивация, наоборот, позволяет увеличивать долю продаж в том числе маркетинговых товаров. Например, 2% от выручки по продвижению бренда получают сотрудники смены или бонус за каждую проданную упаковку витаминов. Это стимулирует активные продажи прямо сейчас, увеличивая обороты по нужным позициям.
Пивные магазины: к пиву — снекиВ пивном магазине сработать на допродажу чуть проще, чем в супермаркете:
- продавцы скорее всего знают большинство покупателей в лицо
- продовольственная корзина ± одинакова
Можно особо не ломать голову над продуктовыми связками: к пиву предлагать снеки, к пиву на розлив больший объем и/или снеки. Однако продавцы это часто не делают (намного проще сказать, что все отказались от снеков). Все это последствия окладной мотивации.
Как на ситуацию исправляет посменная мотивация?Литровый бонус. Например, за каждые проданные 50 литров в смену команда получает фиксированный бонус. Он сразу же отображается на экране смартфонов и мотивирует продавцов повторить успех завтра.
Бонус за кросс-продажи. Продавец, который продал два снек-сета с каждым литром, получает дополнительную премию. Таким образом, формируется связь: больше снеков продаю — больше получаю. Предлагать что-то дополнительно входит в привычку и увеличивает выручку.
Здесь можно использовать геймификацию: соревновательный элемент усиливает вовлеченность. В Heado, например, есть общий рейтинг продавцов, который подстегивает не терять свой прогресс завтра и в следующем месяце.
Продуктовый ритейл: мгновенная обратная связьПродуктовому ритейлу, особенно крупному, любят ставить невыполнимые KPI:
- подвязывают план к общей выручке сети
- докидывают «невыполненный процент» с прошлого месяца к текущему
- ставят прямой процент без фиксы
Одним словом, продавцы никак не могут повлиять на показатели. Большинство сотрудников в рознице указывают в качестве основного фактора для работы — способность влиять на свою заработную плату. Тут несложно догадаться, что происходит, если продавцы не получают премию.
Если вы хотите поменять мотивацию в своем магазине, оставляйте заявку и мы вам перезвоним, чтобы уточнить детали.
Мгновенная обратная связь необходима в продуктовом ритейле как воздух. Продавец должен в моменте понимать, что он делает не так, пока навык не закрепился. C Heado намного проще давать обратную связь продавцам, так как управляющий знает, кому на смене нужна помощь.
Согласно исследованиям Harvard Business Review, мотивация с быстрым обратным результатом увеличивает производительность на 40%. В российских компаниях, где тестировалась сменная мотивация, наблюдался рост продаж на 15−25% уже в первые три месяца.